Мы живем во время главенствования божества по имени потребление! Никуда не деться. Рынок ускоряется, необходимо успевать отвечать на новые вызовы, успевать за возросшим спросом на товары, а как следствие и услуги которые часто играют существенную роль в себестоимости продукта. Мы говорим о логистике! И первое что приходит на ум человека, который отличает слово «логистика» от слова «логика» - это транспортные перевозки.
В современном мире, последовательным учением меркантилистов, уже со школьной скамьи нам приводят примеры того как должен развиваться бизнес. Анализируются финансовые показатели, строятся планы на 3 – 5 лет вперед, при этом ни один бизнес-план который я видел, не был составлен исключая финансовые инструменты, проще говоря кредиты или лизинги.
Чтобы не углубляться далеко в дискуссии о том плохо ли жить и развиваться на заемные средства, мы определим для себя следующее понятие: «заемные средства – это плохо, но объективная реальность и современные принципы экономических учений не позволяет нам работать по-другому». Открою вам маленькую тайну, я и сам определяя эффективность работы основных средств или новые старт-ап проекты, не смотря на то что планирую делать это за счет собственных средств, считаю эффективный процент использования денежных средств. При этом ставка составляет не 8,5% (то есть, ставка рефинансирования ЦБ), а все 12%, в моем понимании наиболее разумная с точки зрения возможности получения такого займа в любом крупном банке. Соответственно любой из сотрудников автоматически учитывает эту ставку при формировании себестоимости продукта и это есть хорошо, т.к. «при прочих равных» делает картину наиболее реалистической не позволяя уйти в пучину радостных песнопений о сроке окупаемости проекта в 3-4 месяца! Все мы понимаем, что это все равно не возможно. Один черт, что-то пойдет не так и увеличит себестоимость, но потом будет поздно!
Итак, мы же о логистике, не так ли?!
Сегодня стоимость основного инструмента перевозчика, АВТОМОБИЛЯ, также включает в себя целый ряд составляющих, в том числе и «стоимость денег» на развитие производства и выпуск машины, и невероятно высокие таможенные пошлины в РФ на ввоз грузовой техники, а теперь еще и новое изобретение нашего правительства УТС (утилизационный сбор). Этот пресловутый УТС окончательно смешал все карты у производителей, но очевидно одно, кто бы, что не говорил, стоимость грузовых машин фактически выросла на 100-200 тыс. рублей. Тем самым отдаляя заветную мечту транспортников увеличивать свой парк исключительно за свой счет.
Любимый инструмент транспортников – лизинг. И очень хорошо, что это понятие наконец-то прочно закрепилось в умах руководителей и дешифруют это слово они совершенно корректно, я имею в виду, уже никому в голову не приходит что Лизинг происходит от слов ЛИЗАТЬ! Ничего, кстати, смешного, так и было еще в начале нулевых.
Каково преимущество лизинга в отличие от кредита для предприятия. Да в общем-то очевидных преимуществ всего два: первое, отсутствие залога (машина является залогом); второе, ускоренная амортизация. Для большинства небольших компаний, которые даже не понимают смысла слова амортизация, это означает лишь то, что тебе дают средство производства, при этом ничего кроме аванса и небольшого пакета документов, не прося взамен. И вправду удобно, можно имея пару миллионов купить сразу несколько автопоездов и работать… точнее через полгода разориться ко всем чертям, потому что волшебное значение «удорожание предмета лизинга», которого в финансовом анализе в принципе не существует, подменяет всем понятное значение «эффективная процентная ставка» (ЭПС), иными словами, то сколько стоят деньги, которые вам дали. Таким образом, в ряде случаев мне встречались сумасшедшие предложения от лизинговых компаний, которые в пересчете на ЭПС составляли более 28% годовых!! Это при том, что вы оплачиваете приличный аванс и закованы в кандалы страховых компаний, которые вам любезно предоставила ваша заботливая лизинговая компания. Значит, что как не крути, а отработать эти деньги при понятной рыночной ставке фрахта ориентированной часто на километр пройденного пути просто не возможно и тут хрупкое счастье новоиспеченного крупного транспортника разбивается в череде заимствований у друзей и знакомых. Остается одна надежда, когда пройдет срок лизинга, рассчитаться со всеми путем продажи подержанного грузовика. Однако, не всегда грузовики доезжают до окончания лизингового периода, либо стоят совсем не тех денег, которых планировалось, а при этом транспортнику надо снова что-то покупать чтобы прошедшие 3-5 лет не прошли в никчемной суете с нулевым финрезом и это надо также учитывать.
Но мы о другом. Вывод-то прост, преимуществ у современного лизинга в РФ перед кредитом получается и нет? Для предприятия с оборотом от 10-20 млн. рублей в квартал, лизинг вообще не является удобным инструментом, т.к. не позволяет поставить весь НДС за покупку в расход. А преимущество ускоренной амортизации, спросите вы? А это преимущество во всех западных развитых странах давно отменено и в России разговор об отмене идет уже очень давно. Вот увидите, пройдет год и этого счастья нас лишат! Как быть, что делать, как работают западные компании? Все просто и сложно одновременно, но мы не будем углубляться в тему синтетических или левередж лизингов, мы поговорим об очевидной и актуальной теме оперативного лизинга. Да, оперативный или операционный лизинг – это то как работает лизинг много лет на западе. Этот вопрос я изучал еще с конца 90-х, и активно пытался запустить проекты в лизинговых компаниях, общался с ведущими иностранными экспертами в этой области, уезжая на заграничные конференции. И что в итоге? На сегодняшний день наверное нет ни одного крупного банка или лизинговой компании которая не получала бы от меня презенташку с детальным разжевыванием как это должно работать, с попыткой запустить этот проект совместно с кем-нибудь. Результат, лишь нелепые попытки «партнеров» скопировать материал на базе того что предлагалось мной. Некая смесь классического финансового лизинга и оперлизинга, я называю это «смесь бульдога с носорогом», никак не иначе. И я вообще не понимаю, работают ли в принципе у них эти программы. Скорее всего нет. К примеру, карбид будет шипеть и растворяться только находясь целиком в воде, а если на него капать из пипетки, то никакого эффекта не получится. Вот «партнеры» и подкапывают справа, слева, по центру и удивляются, что как-то не «прёт»! И не «попрёт», потому что проект должен быть закончен и тогда, как единое целое, он способен сделать принципиальный прорыв в области финансовых инструментов!
Разница проста и очевидна. Финансовый лизинг – это попытка предоставить вам средство производства, поставив вас в условия при которых вы все это выкупите только не за 100%, а за 133% с учетом «удорожания предмета лизинга за три года», при этом оплатите 30-50% его стоимости вперед! Хорошая модель, просто изумительная, но только для ростовщиков банкиров, предполагающих, что вы должны уже в течение 10-12 месяцев выкупить средство производства, а потом платить им «зарплату» за честь быть «профинансированным», читай мастерски обведенным вокруг пальца! Вот малый бизнес и корячится в поле, отрабатывая барские подачки. Удобная, инновационная система рабовладения, никогда не задумывались?!
А теперь давайте рассмотрим оперативный лизинг. Вам нужен парк автомобилей, вы четко понимаете объем загрузок и себестоимость километра пути (включая расходы на топливо, зарплату водителя, другие общие расходы, ремонт и прочее). Вы четко понимаете зачем вам грузовики – вы хотите на них зарабатывать, причем не потом на конце, а сейчас и ежемесячно оказывая услуги по перевозке зная, что в месяц прибыль с машины, условно, 150 000+ рублей, а оплатить за нее по оперлизингу вам надо только 115 000 рублей причем фиксировано, а не 200 000 как в случае с финансовым лизингом, да еще и по линейно-убывающему графику платежей. Вам все равно где они застрахованы. Вы не хотите платить за обязательное техобслуживание, ведь производителю, читай дилеру, обслуживание обходится дешевле и он будет заинтересован в поддержании отличного технического состояния. Именно они должны быть заинтересованы в этом, им же их потом продавать. При этом вам не нужна машина через три-четыре года, которую нужно думать кому и за сколько продать, чтобы потом снова купить что-то новое, потому что проезжая по 10-15 тысяч километров в месяц, через три года, любая иномарка начнет показывать свои болячки, но вам важно не нарушать графики перевозок. Не ваша забота, стоять на сервисе и искать очередного сверчка в электропроводке. Все верно описываю? Прочитайте еще раз, чтобы понимать дальнейший ход мыслей, и самый важный момент.
Я подхожу к тому, что вы совершенно не хотите платить авансы безвозвратно вытаскивая деньги из оборота, а там более не хотите оплачивать стоимость автомобиля целиком! Никому не приходит в голову строить себе офис для фирмы, или склад и тратить на это деньги сопоставимые со стоимостью автопоезда. Так и здесь, зачем за все платить, ведь вы пользуетесь машиной, арендуете ее на три года, ну а, банк, пусть продает ее потом как хочет или пересдает дальше в аренду, мы даже готовы позволить банку и дилеру на этом заработать, только пожалуйста не мешайте зарабатывать нам здесь и сейчас! Если не помешаете работать мне, и за счет нового инструмента позволите снизить себестоимость перевозки, то не помешаете работать производителю, не будет срыва поставок и резких сезонных колебаний цен. Больше того, не только не помешаете, а еще и позволите снизить себестоимость конечного продукта производства, который сами же потом пойдете и купите в магазине в виде нового дивана, телевизора, куска мяса, сыра… да всего что пожелаете. Это и есть тот чудесный двигатель прогресса. Колесо вновь закрутилось, «невидимая рука Адама Смита» поползла, создавая конкурентные рынки, стимулируя новые производства на рост! И волки сыты (это про банкиров, ведь ЭПС свой они получат, а может быть и больше чем раньше) и овцы целы, то есть мы, простые компании малого и среднего бизнеса на который и должна опираться государственная машина. Повторюсь, опираться, а не давить нас и издевательски смотреть на то, как мы жаримся в котлах с кипящим маслом и выживаем в условиях существующей, порой дикой и чертовски меркантильной, российской экономики!
Gregory Transport & Logistic Technologies